Версия сайта

Сведения об образовательной организации

Визитная карточка

Родителям (законным представителям) обучающихся

Здоровье и безопасность детей в мире Интернет

Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Но Интернет – это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них – дети, которые могут не знать об опасностях всемирной паутины. Мы хотим сделать Интернет максимально безопасным для подрастающих поколений. Эта цель осуществима, если государство, представители бизнеса, правоохранительные органы и общественность объединят усилия, а родители осознают своё главенство в обеспечении безопасности детей.

Как предупредить угрозы и сделать работу детей в Интернете полезной?

Правило 1. Внимательно относитесь к действиям Ваших детей в «мировой паутине»:

 Не отправляйте детей в «свободное плавание» по Интернету. Старайтесь активно участвовать в общении ребёнка с Интернетом, особенно на этапе освоения.

 Беседуйте с ребёнком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернета, рассказывайте, как вовремя предупредить угрозы.

Правило 2. Информируйте ребёнка о возможностях и опасностях, которые несёт в себе сеть:

 Объясните ребёнку, что в Интернете, как и в реальной жизни, встречаются и «хорошие», и «плохие» люди. Объясните, что, если ребенок столкнулся с негативом или насилием со стороны другого пользователя Интернета, ему нужно сообщить об этом близким людям.

 Объясните ребёнку, что размещать свои личные данные (адрес, телефон, место учёбы) в социальных сетях и других открытых источниках нежелательно и даже опасно.

 Научите ребёнка искать нужную ему информацию и проверять её, в том числе с Вашей помощью.

 Научите ребёнка внимательно относиться к скачиванию платной информации и получению платных услуг из Интернета, особенно путём отправки sms, – во избежание потери денег.

 Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может пользоваться Ваш ребёнок, и посоветуйте их использовать.

 Объясните, что нежелательно переходить по ссылкам в Интернете. Доказано, что за 6 кликов можно перейти от «белого» сайта к «чёрному».

 Научите ребёнка самостоятельно вносить адрес в адресную строку браузера. Это позволит избежать сайтов-клонов.

Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания Вашего ребёнка в Сети:

 Установите на Ваш компьютер необходимое программное обеспечение: решение родительского контроля, антивирус Касперского или Doctor Web.

 Простые настройки компьютера позволят вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш ребёнок. Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает ребёнок.

 Пользуйтесь программами семейной безопасности, которые позволяют полностью перекрыть доступ в Интернет или установить веб-фильтры, а также проверить, на какие сайты заходит ребёнок, какие программы использует, сколько времени проводит в сети.

 Если Ваш ребёнок – учащийся младших классов и часто остается дома один, ограничьте ему время пребывания в Интернете.

 Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном для всех членов семьи, а не в комнате ребёнка.

 Создавайте разные учётные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это поможет не только обезопасить ребёнка, но и сохранить Ваши личные данные.

Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:

 Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет-грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации с экспертами.

 Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на компьютере и в Интернете.

 Учитесь у ребёнка! Дети XXI века нередко больше взрослых продвинуты в вопросах компьютера и Интернета. В форме игры попросите ребёнка показать свои возможности и научить вас незнакомым действиям.

Правило 5. Будьте внимательны к поведению ребёнка, отслеживайте признаки Интернет-зависимости:

 Уясните: вредные привычки влияют на здоровье, а Интернет-зависимость наносит вред психике человека. По мнению врачей и психологов, зависи- мость от Интернета является «удобным» типом зависимости для родителей, так как носит неявный характер по сравнению с другими серьезными проблемами, к примеру, алкоголем и наркотиками.

 Будьте внимательны к переменам в поведении ребёнка. Раздражительность, рассеянность, замкнутость, потеря интереса к любимым занятиям, ложь о количестве времени, которое ребёнок проводит в сети, частое употребление пищи перед компьютером – всё это может быть признаками зависимости от Интернета.

 Придумайте полезную альтернативу Интернету. Это может быть увлекательное занятие, активный отдых, посещение спортивных секций и кружков, обычная прогулка ребёнка с друзьями или родителями.

 Старайтесь распознать зависимость как можно раньше и при необходимости обратиться к специалисту.

Правило 6. Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:

Сколько времени можно позволять ребенку сидеть за компьютером? В этом вопросе Вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребёнок до 6 лет может проводить за компьютером не более 10-15 минут, ребёнок в возрасте 7-8 лет – не более 30-40 минут в день.

Помните, что злоупотребление компьютером вредно для физического здоровья и может вызвать у ребёнка ухудшение зрения, гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечно-сосудистые заболевания.

 

Дети и компьютер: вред и польза умной машины

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Современные дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. Однако родителей очень волнует влияние компьютера на здоровье их детей. Безопасен ли он? Для этих опасений есть основания, но не потому, что компьютер «излучает что-то страшное» и «может ударить током» (современные модели компьютеров давно ничем подобным не грозят). Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство – в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки). Вот именно поэтому, приобретая для своего ребёнка компьютер – вещь, вне сомнения, очень полезную – нужно понимать, что на нас ложится ответственность за то, пользу или вред принесёт ему компьютер.

 

Компьютер для самых маленьких

Дошколятам собственный компьютер, конечно, не требуется. Малышам вполне достаточно нечастого общения с родительским компьютером. В огромном мире детских компьютерных игр есть игры и для этого возраста: маленький ребёнок может раскрашивать раскраски на компьютере или играть в пазлы. Для детей постарше есть множество обучающих компьютерных программ, помогающих в обучении чтению и счёту. Однако лучше не давать дошколёнку серьёзно «подсаживаться» на компьютерные игры в этом возрасте, всё-таки обычные настольные игры гораздо предпочтительнее. Развивающие компьютерные игры малышам, может быть, и не вредны, но они часто формально имитируют то, что можно сделать на бумаге. Многие родители верят в миф о том, что пользование компьютерной мышкой развивает у детей мелкую моторику. Это, конечно, преувеличение.

 

Компьютер – помощник школьника

Обычно ребёнок 7-8 лет уже сознательно простит купить ему компьютер. И если у вас есть такая возможность, покупайте. Влияние компьютера на детей в этом возрасте очень благотворно и может помочь в развитии определенных навыков. Например, психологи отмечают, что работа с компьютером развивает внимание, логическое и абстрактное мышление. Компьютерные игры помогут детям научиться принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Хорошо влияет компьютер и на творческие способности детей. В этом случае положительное влияние компьютера зависит от индивидуальных особенностей ребёнка: к примеру, одни дети начинают быстрее изучать языки, а другие – замечательно рисовать. К тому же хороши развивающие компьютерные игры для детей: это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.

 

Компьютер и здоровье ребёнка

Здесь нужно иметь чувство меры. Дело в том, что недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером. Родителям при решении этого вопроса надо с одной стороны проявить настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который, сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут (причём желательно не каждый день). Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день, а с 9-11 лет – не более часа-полутора. В ряду главных проблем со здоровьем, которые может доставлять компьютер детям – большая нагрузка на зрение. А поскольку наши глаза напрямую связаны с мозгом, то зрительное утомление сразу скажется на состоянии ребёнка, как физическом, так и психологическом. Поэтому настройте яркость и контрастность компьютера так, чтобы глазам малыша было комфортно, а на «рабочий стол» установите картинку спокойных цветов. Также желательно, чтобы частота обновления экрана на вашем компьютере была максимальной (100 и более герц), особенно если у вас не жидкокристаллический монитор. Очень полезным будет научить ребёнка специальной гимнастике для глаз. Если вы всё же чувствуете, что, несмотря на все меры предосторожности, ваш ребёнок устает при работе за компьютером, то в первую очередь проверяйте правильность организации рабочего места.

 

Как правильно обустроить компьютерное место

Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть поджатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а находиться он должен прямо перед глазами (чтобы ребёнку не приходилось поворачиваться к нему). Экран лучше всего расположить на расстоянии 70 сантиметров от глаз ребёнка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора, якобы впитывающий вредное излучение.

 

Как оторвать ребёнка от компьютера

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых. Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет, то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними. Если же вы уверены, что дело просто в сильном увлечении, то для того чтобы оторвать ребёнка от компьютера, лучше всего переключить его внимание на другое занятие. Неплохо будет увлечь его спортом, найти ему какое-нибудь подвижное хобби. Если вы заметили, что компьютер дети предпочитают книге, это тревожный знак. Сколько бы полезной информации ни было в Интернете, стоит попытаться увлечь ребёнка книжкой. Существует также проблема качества той информации, которую ребёнок получает через Интернет, но это тема для отдельного разговора. Чтобы вокруг компьютера не возникало семейных скандалов и ссор, с детьми нужно изначально поговорить (но без «страшилок», нравоучений и давления), просто и понятно объяснив, почему долго сидеть за компьютером детям вредно. Будьте честны с ребёнком: он это почувствует и запомнит на всю оставшуюся жизнь. Не опасайтесь отрицательного влияния компьютера на ребёнка. При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямотаки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может быть, станут профессией. Собственный компьютер - это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться с ними.

 

Памятка для родителей об информационной безопасности детей

 

Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию". Согласно данному закону, информационная безопасность детей - состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

 

1. К информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится:

- информация, запрещённая для распространения среди детей;

- информация, распространение которой среди детей определённых возрастных категорий ограничено.

 

2. К информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация:

- побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

- способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 

- обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;                     

- отрицающая семейные ценности, формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

- оправдывающая противоправное поведение;

- содержащая нецензурную брань;

- содержащая информацию порнографического характера.

 

3. К информации, распространение которой среди детей определённых возрастных категорий ограничено, относится информация:

- представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
- вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
- представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
- содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

 

 Основные советы:

1. Независимо от возраста ребёнка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребёнку - главный метод защиты.

2. Если Ваш ребёнок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребёнка. Странички Вашего ребёнка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребёнка или Ваш домашний адрес).

4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всём странном или отталкивающим и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребёнка. Интересуйтесь его друзьями в сети Интернет так же, как интересуетесь его реальными друзьями.

 

Советы по безопасности в сети Интернет для детей 7-8 лет:

1. Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей и требуйте его выполнения.

2. Требуйте от Вашего ребёнка соблюдения временных норм нахождения за компьютером. Покажите ребёнку, что Вы наблюдаете за ним не потому, что Вам этого хочется, а потому, что Вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы ему помочь.

3. Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

4. Используйте специальные детские поисковые машины.

5. Используйте средства блокирования нежелательного контента как дополнение к стандартному Родительскому контролю.

6. Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволить детям иметь собственные адреса.

7. Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью соответствующего программного обеспечения.

8. Приучите детей советоваться с Вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

9. Научите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия.

10. Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена сообщениями.

11. В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только сайты с хорошей репутацией.

12. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.

13. Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".

14. Приучите Вашего ребёнка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали Вам о своих тревогах. Похвалите их и посоветуйте всегда обращаться к Вам в подобных случаях.

 

Безопасность детей в интернете